«Никто не защищает интересы девочки»

История четырехлетней девочки Самиры из Ингушетии, которая погибла от насилия

Ad Rem
3 min readJan 17, 2024

Проект Ad Rem начинает новую рубрику «Ad Rem про пострадавших». Мы будем рассказывать истории женщин и детей, которые пережили домашнее и сексуализированное насилие; а также о связанных с этими случаями уголовных делах, в которых работают юристы команды Ad Rem.

Мы считаем, что насилие недопустимо и не может быть ничем оправдано. Каждый преступник, чья вина доказана, должен быть привлечен к ответственности. А все пострадавшие должны получать социальную и психологическую реабилитацию.

Сегодня мы рассказываем историю девочки Самиры из Ингушетии. Она погибла от насилия. В дело не пускают адвокатов девочки, и наши юристы обращаются в международные инстанции, чтобы дело дошло до независимого суда.

История Самиры

16 мая 2023 года в Ингушетии погибла четырёхлетняя девочка Самира Муцольгова. За три недели до этого, 27 апреля, ее доставили в больницу города Малгобек с черепно-мозговой травмой, истощением и множественными телесными повреждениями.

Следственный комитет Республики Ингушетия предъявил матери девочки обвинение по части 2 статьи 111 УК РФ (Причинение тяжкого вреда здоровью). Суд отправил женщину в СИЗО. Также СК сообщал, что проверяет версию о «совершении преступлении против половой неприкосновенности», а по результатам экспертизы следствие решит вопрос о переквалификации уголовного дела.

На похороны Самиры приехали тысячи людей со всей Ингушетии. Смерть Самиры стала горем для всего региона.

Трагедия ингушского общества

Самира жила с мамой, бабушкой, сестрой и братом. У мамы есть тяжелое заболевание, из-за которого ей было трудно ходить и она не могла полноценно ухаживать за дочерью. Семья состояла на профилактическом учете как неблагополучная.

По данным издания «Фортанга», ссылающегося на врачей, Самира неоднократно попадала в больницу с телесными повреждениями, но мать объясняла, что девочка или упала, или ударилась. Фортанга сообщает, что уполномоченная по правам ребенка Ингушетии знала про регулярные госпитализации девочки с ранами, похожими на побои, но адекватных мер не предпринимала.

В последний раз ее привезли в больницу в ночь на 27 апреля. Девочка была в тяжелом состоянии, врачи диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, истощение, судорожный синдром, кровоизлияние сетчатки обоих глаз, двустороннюю пневмонию, анемию и гематомы лицевой части. Врачи обратились в полицию, и после этого Следственный комитет начал расследование.

9 мая Самира пришла в себя и смогла дышать без аппарата ИВЛ. У врачей появилась надежда, что девочка выживет. Но через неделю Самира погибла.

18 мая Самиру похоронили в Малгобеке. На траурную церемонию приехали тысячи людей. Скорбящих по девочке оказалось так много, что пришлось перекрыть несколько улиц. Смерть Самиры вызвала волну возмущения в ингушском обществе.

Похороны Самиры Муцольговой, 18 мая 2023 года. Скриншот из видео ILYAS — STUDIO

Противоречивые экспертизы и недопуск адвокатов

Согласно экспертизе ингушских врачей, девочка подвергалась сексуализированному насилию со стороны мужчины. По данным издания «Кавказ.Реалии», экспертиза, проведенная за пределами Ингушетии, подтвердила наличие травм половых органов, но не связывает их возникновение с сексуализированным насилием. Издание Фортанга пишет, что для врачей лечивших девочку было очевидно, что над ней совершали насилие.

Разница во мнениях экспертов подчеркивает необходимость беспристрастного анализа того, что произошло с девочкой.

Подозреваемых-мужчин нет. Арестована только мама девочки, а также в СМИ появлялись сообщения о задержании бабушки.

Мы попросили прокомментировать этот случай юриста Григора Аветисяна, который представляет жертв домашнего и сексуализированного насилия в международных инстанциях:

«Большая проблема в том, что, как следует из общедоступных источников, интересы девочки в деле сейчас никак не представлены. Ее должен был представлять независимый адвокат в Ингушетии, однако в июле следователь на незаконном основании отказал ему в том, чтобы войти в дело: якобы погибшая девочка не подала ходатайство. Известно, что адвокат обжаловал это решение в августе 2023 года, но жалоба до сих пор не рассмотрена.

Неизвестно — участвует ли государство в лице органов опеки и прокуратуры в расследовании обстоятельств смерти Самиры. Сейчас нет никого, кто защищает интересы девочки, и меня это настораживает.

В семье воспитывались еще мальчик и девочка — брат и сестра Самиры. Они сейчас переданы в другую семью. Но их ситуация не ясна. Если в семье подвергался насилию один ребенок, то нужно исключить, что такому же насилию подвергались и другие дети. Никому не известно — опрашивали детей или нет. Также мы не знаем, проводится ли с ними психологическая реабилитация.

Мы проинформировали об этом деле Комитет по правам ребенка ООН. Мы ожидаем, что Комитет задаст вопросы российской стороне о деле Самиры. Надеемся, что это привлечет внимание властей, и они создадут условия для независимого и эффективного расследования обстоятельств смерти девочки. Пока что это сложно, потому что у адвоката нет допуска к материалам уголовного дела.

Важно также сказать, что в этой истории я не вижу региональной специфики. Такое могло произойти в любой точке России и мира. Что важно — это реакция общества и государства».

--

--

Ad Rem

Исследователи и юристы против насилия в отношении детей и женщин.